Они не могут быть вместе, но и друг без друга не существуют. Звучит как описание мыльной оперы? Ну, всё почти так и есть. Это про психоанализ и власть.
В развитии прав человека есть одна веха, связанная с безумием. Это история о Филипе Пинеле, который во разгар Великой Французской революции снимает оковы с безумцев. Но идет ли здесь речь об освобождении или это история о трансформации власти?
Помните, Фуко показал, как власть короля, власть юридическая, постепенно трансформируется в микро-власть, невидимую власть, власть дисциплины?
Пинель пошёл по пути невидимой власти. В его эпоху был популярен месмеризм, из которого чуть позже родится гипноз. Пинель, очарованный этими прогрессивными идеями, заявляет, что врач должен обладать сверх-волей, сверх-силой, сверх-авторитетом. Такого врача пациент боится и уважает. Оковы больше не нужны. Властвовать можно одним взглядом.
Что происходит дальше?
А дальше месмеризм превращается в гипнотизм, но приходит Фрейд и отменяет гипноз изобретает психоанализ.
Вы помните, что Фрейд проходил стажировку в клинике Шарко и наблюдал его театр истеричек? По приезду в Вену он тоже начинает заниматься гипнозом, однако очень быстро отказывается от этого метода. В начале практики Фрейд надавливал ладонью на лоб пациентов, как бы требуя говорить и тем самым проявляя власть гипнотизёра.
Фрейд пробует влиять на пациентов своей волей и обнаруживает, что это не обязательно. Знаменитая Анна О. просит его отойти в сторону и не мешать ей говорить самой, так, как этого хочет она. И вот тут психиатрия превращается в психоанализ.
Важной становится речь субъекта, бессознательное, а не знание врача или пациента.
Фрейд отказывается повторять властный жест и совершает свой собственный, он предоставляет место, предоставляет сцену субъекту. Сцену, где истеричка ищет знающего господина, но находит лишь того, кто отказывается на эту сцену выходить и исполнять ее требование.
Именно этот жест Фрейда — отказ от власти-знания — производит разрыв между психоанализом и психотерапией. Фрейд отказывается от власти-знания. Отныне он лишь предположительно знающий.
И именно об этом нам стоит помнить. Помнить, что, именуя себя психоаналитиками, мы следуем за линией Фрейда, мы идем по дороге, которую он указал. Помнить, что место аналитика пусто, и, когда мы располагаемся в этом месте, у нас нет власти.